Как производить растительное масло и мыло
Потом учеба в бизнес-школе «Сколково» подтолкнула меня на развитие «Диво Алтая» через дочерний бренд. Первым шагом в развитии бренда стал глубокий анализ рынка. Большинство конкурентов-производителей масел спустя время начинали выпускать продукцию в стеклянных тарах, но я решила разработать новую идею. Помог мне с этим Антон Бусыгин, дизайнер и сооснователь креативного агентства 2Sharp, с которым мы познакомились на обучении в Сколково. Он разработал дизайн-концепцию бренда растительных масел в спрее «Алтария». Этот этап оказался самым затратным. На создание бренда ушло 40% инвестиций (общие вложения составляли приблизительно 45 миллионов российских рублей).
Мы внимательно следим за выбором поставщиков из-за рубежа. Специально для этого на производстве внедрена система ХАССП (это свод стандартов, которые гарантируют обеспечение на выходе качественного и безопасного для потребителя продукта; эти стандарты касаются предприятий, которые участвуют в производстве и реализации пищевой продукции, — прим. «Про бизнес» ). Эта система позволяет оперативно отследить весь путь товара от закупки сырья у поставщика до выпуска готовой продукции: дату закупки, дату и место производства сырья, его количество, место хранения. Например, сырье для кедрового и льняного масла мы закупаем у алтайских производителей, которые не используют пестициды и химические удобрения при обработке полей.
На нашем пути возникали и проблемы. Несмотря на то, что наш бренд имеет официально зарегистрированный торговый знак, было несколько случаев, когда другие компании предъявляли претензии на степень смешения бренда (это термин, обозначающий схожесть товарного знака с маркой, юридически принадлежащей другому лицу, — прим. «Про бизнес» ) и выдвигали свои требования. Более трех лет велась настоящая борьба. В попытках найти решение было потрачено более двух миллионов рублей. Это было тяжело не только с финансовой, но и с эмоциональной точки зрения: мы могли потерять бренд. Мы рассматривали самые разные варианты решения, в том числе опросы аудитории, выход на личный разговор с главой компании, и даже урегулирование вопроса с помощью мирного договора.
Результаты продаж удивили и порадовали нас уже в первые месяцы. Выход в федеральные сети был не за горами, хотя и осложнялся тем, что у них был негативный опыт: итальянское масло-спрей продавалось не очень хорошо. Впрочем, после формирования пакета маркетинговой поддержки, через полгода нашими партнерами стали «Самбери», «Бахетле» и другие. Кроме этих сетей, сегодня нашу продукцию можно увидеть и в «Ленте», и в «О’кей», и во «Вкусвилл». Кроме того, мы выставили масло в спрее в «Гастрономе № 1» в ГУМе. Это было не столько ради продаж, сколько для того, чтобы познакомить аудиторию с брендом.