Методики мнемотехники в детском саду: что это такое и зачем нужно?

На самом деле, методика и технология мнемотехники полезна не только в детском саду, а еще и во взрослой жизни. Все, кто прошел наши программы « Мнемотехники » и « Лучшие техники самообразования », прекрасно знают об этом. Но сегодня мы сосредоточимся на теме развития нашего подрастающего поколения и поговорим про мнемотехники в детском саду для детей.
Иногда термины «мнемосхема» и «мнемотаблица» используются в качестве синонимов, подразумевая, что мнемотаблица из мнемоквадратиков – это вариант схематичного представления информации. В принципе, термин «мнемосхема» позволяет множество вариантов трактовок, под которыми могут подразумеваться и просто схематичные изображения, к примеру, диких зверей в зоопарке [ Н. Василишин, 2016 ]. Такую схему, на которой дикие животные расположены в свободном порядке, можно предложить для составления рассказа о зоопарке даже малышам 3-4 лет:
На всякий случай уточним термин, написанный на схеме «мелким почерком»: фланелеграф – это учебно-наглядное пособие в виде доски или картона, обтянутого фланелью, на которую крепятся различные фигурки, картинки и т.д. Как вариант, может быть использована магнитная доска, уютно покрытая фланелевой тканью. Работа с такой доской хороша для развития сенсорного восприятия и мелкой моторики у детей.
Не стоит надеяться, что красивая правильная речь разовьется у ребенка «сама по себе». Подсчитано, что самостоятельно составить рассказ могут 7% дошкольников, составляют рассказ по наводящим вопросам 68% детей дошкольного возраста, а остальные 25% не могут составить рассказ даже с помощью наводящих вопросов [ Т. Константинова, 2020 ]. Естественно, подразумевается рассказ, адекватный по сложности возрасту ребенка.
Если с детьми не заниматься целенаправленно, у многих так и останется односложная речь, неспособность грамматически верно выстроить предложение, неумение согласовать слова в предложении и т. д. Кроме того, замечено, что дети часто не в состоянии пересказать только что прочитанный им текст даже в общих чертах. Либо же подробно пересказывают начало, а дальше «теряют нить событий», путают имена и последовательность событий, не могут объяснить, чем все закончилось.